Безопасность на борту: как авиакомпании борются с дебоширами

Лоукостер «Победа» повышает цены на билеты на 2%. А все из-за агрессивных пассажиров. После череды скандалов и драк сотрудники авиакомпании боятся за свою безопасность и требуют защиты. «360» выяснил, какие меры предпринимают авиакомпании в борьбе с буйными гражданами.

Пока только рекомендации

С дебоширами на земле и в воздухе авиакомпании борются всеми силами. За буйство на борту предлагают давать не штраф, а реальный срок, а за повторную агрессию — еще и заносить в «черный список». Бортпроводников хотят вооружить дубинками и наручниками. Дошли уже до того, что алкоголь из Duty free собираются отбирать на входе в самолет. Но это только планы и предложения — а правила и законы пока не менялись, так что выкручиваться авиакомпаниям приходится до сих пор самим.

На земле

Безопасность сотрудников авиакомпаний и пассажиров начинается с земли. За этим внимательно следит полиция, Служба безопасности аэропорта, сотрудники ФСБ. Плюс у каждой компании есть своя охрана. Той же «Победе», которая собирается повышать цены на билеты, чтобы хватило на ЧОПовцев, защита нужна внизу. В последнее время пассажиры все чаще доказывают свою правоту кулаками. Последней каплей стал случай на прошлой неделе, когда опоздавший на рейс в Челябинск мужчина избил представителя «Победы» в аэропорту Внуково.

«Если кого-то избивают на земле — всегда можно вызвать полицию. Что касается «Аэрофлота» — есть служба авиационной безопасности, есть ЧОП, который охраняет объекты авиакомпании. Но речь не идет о сотрудниках в аэропорту. Для экстренных ситуаций в аэропорту есть полиция. Ну, а «Победа»… если хочет, пусть нанимает. На них многие зуб точат. Хотя я считаю, это неправильно. Наши люди привыкли все получать даром. Им говорят — вот вам невероятно дешевые билеты, но нельзя делать определенных вещей: пересаживаться, провозить багаж бесплатно и другое. Можно просто сесть и долететь. Вы когда садитесь в метро, вы же не обижаетесь, что вас не кормят, воды не дают. Ваша цель добраться из пункта «А» в пункт «Б», — рассказал Андрей Литвинов, летчик 1-го класса, отличник «Аэрофлота» и командир воздушного судна А-320.

При этом функции службы безопасности и полиции отличаются. Кроме правоохранителей, которые проверяют паспорта, багаж и ходят с собаками, есть специальные агенты. Люди в штатском, которые ничем не выделяются в толпе, они — среди пассажиров, буквально сканируют каждого. И если кто-то покажется подозрительным, его досмотрят, а могут и вовсе не пустить на рейс.

Никакого duty free

Например, если вы обильно загружаетесь спиртным в зоне вылета, имейте в виду, вас уже видят. И стюардесса, которая проверят посадочный билет, уже знает про вас все. Запомните: человека совсем уж пьяного легче пустят на борт, чем слегка подвыпившего. Потому что первый сядет в кресло и уснет, а второй, только начавший пить, разойдется к середине полета. И сотрудники авиакомпании и аэропорта готовы сделать все, чтобы не пустить такого в самолет. Потенциального дебошира просто снимут с рейса. И откажут при этом не напрямую, а под предлогом чего угодно.

В небе

В небе совершенно иные условия: замкнутое пространство, ограниченное количество человек. За безопасностью следят воздушные маршалы. В нашей стране это специально обученные сотрудники авиакомпаний. Они одеты неприметно, но при необходимости могут обезвредить террористов или дебоширов.

Первые воздушные маршалы появились в США при Кеннеди в 62-м году. В нашей стране «тайные пассажиры» появились после 70-го года, когда впервые в истории СССР произошел случай «воздушного терроризма». Тогда преступники захватили самолет Ан-24, рейс Батуми-Сухуми. При этом была убита бортпроводница, тяжело ранены два пилота. Реакция была мгновенной — экипажи самолетов снарядили пистолетами и на каждом борту появились те самые «тайные пассажиры».

Виктор Саженин, заслуженный пилот России: «Это были сотрудники органов внутренних дел, они были вооружены. Тогда же, кстати, начали вооружать и экипажи. С 90-х годов экипажи снова начали летать без пистолетов. Потому что оружие на борту запрещено международными правилами. Тем, кто осуществляет коммерческую перевозку пассажиров, вооружаться нельзя. Иногда в самолете происходила перестрелка, что приводило к разгерметизации, вынужденным посадкам и так далее. После 11 сентября 2001 года некоторые авиакомпании, „Аэрофлот“ в том числе, сажали на свои самолеты сотрудников органов безопасности, они были среди пассажиров, в штатском».

Сегодня авиакомпании не раскрывают всех секретов, но признаются: посадить специального человека на каждый борт просто невозможно. Нужно слишком много людей, а это слишком большие затраты. Но в том же «Аэрофлоте» воздушные маршалы появляются на самолетах, которые летят в так называемые горячие точки — страны с повышенной террористической опасностью.

Боевой экипаж

От длительности полета наличие военного маршала на борту не зависит. Но на каждый рейс экипаж планируют отдельно. В составе бортпроводников всегда 1−2 парня, которые прошли курс авиационной безопасности, в случае чего могут дать дебоширу отпор и связать его.

Максим Курашвили, руководитель пресс-службы авиакомпании «Royal flight»: «У нас в самолетах нет военных маршалов, но наши бортпроводники в состоянии противостоять дебоширам. Неприятные инциденты были, и тогда применялись меры по ограничению движения пассажира».

Кстати, пока на законодательном уровне не разрешили наручники на борту, стюардессы вполне легально могут использовать дополнительные ремни, которыми обычно закрепляют детей или крупных пассажиров.

Кроме США и России, воздушные маршалы есть в Великобритании, Канаде, Индии, Австрии, Франции, Австралии и Израиле. В последнем к безопасности на борту относятся особенно щепетильно. В силу понятных причин. Так что если вы сели на рейс «Москва — Тель-Авив», будьте аккуратнее — рядом с вами может оказаться воздушный маршал.

Наталья Храмова

Читайте нас

Обсуждение (...)
Все новости
Загрузка...